Островский Александр Николаевич
Островский Александр Николаевич
1823-1886

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (19)


"Д. П. Святополк-Мирский "Островский""
Островский Александр Николаевич - Рефераты - "Д. П. Святополк-Мирский "Островский""

только здесь
этот способ обогащен громадным изобилием социальных и этнографических
подробностей. И, несмотря на эту поверхностность, персонажи обладают той
индивидуальностью и неповторимостью, которую мы находим в своих знакомых,
пусть и не проникая в их черепную коробку.
Эти общие замечания относятся в основном к ранним и наиболее
характерным произведениям Островского, написанным примерно до 1861 г.
Сюжеты этих пьес взяты, как правило, из жизни московского и провинциального
купечества и низших слоев чиновничества. Широкая разносторонняя картина
старозаветной, не европеизированной жизни русского купечества больше всего
поразила современников Островского в его творчестве, потому что их
интересовала реальность, воплощенная в литературном творчестве, а не ее
преображение в искусстве. Критики пятидесятых годов пролили немало чернил,
выясняя отношение Островского к старозаветному русскому купечеству. Сам он
давал до непонятного обильную пищу для таких дискуссий и для каких угодно
интерпретаций, потому что его художнические симпатии по-разному
распределяются в разных пьесах. Любая интерпретация, от самой восторженной
идеализации непоколебимого консерватизма и патриархального деспотизма
вплоть до яростного обличения купечества как неисправимого темного царства,
могла найти в тексте пьес на что опереться. Истинное же отношение
Островского ко всему этому просто не было всегда одинаковым, а точнее -
моральная и общественная позиция были для него по существу обстоятельствами
второстепенными. Его задачей было строить пьесы из элементов реальности,
какой он ее видел. Вопросы симпатии и антипатии были для него делом чистой
техники, драматургической целесообразности, ибо, хоть он и был
"антиискусственником" и реалистом, он очень остро чувствовал те внутренние
законы, по которым, а не по законам жизни, должен был строить каждую новую
пьесу. Таким образом, для Островского нравственная оценка купеческого pater
familias (отца семейства), тиранящего свое семейство, зависела от
драматической функции его в данной пьесе. Но за исключением этого,
необычайно трудно составить себе представление об общественном и
политическом Weltanschauung (мировоззрении) Островского. Это был самый
объективный и беспристрастный из писателей, и та интерпретация, которую
дает его пьесам его друг и пропагандист Григорьев - "безудержный восторг
перед органическими силами неоскверненной национальной жизни", - в конце
концов так же чужда настоящему Островскому, как антитрадиционная и
революционная пропаганда, которую выжал из них Добролюбов.
Технически наиболее интересные пьесы Островского - первые две: Банкрот
(написанный в 1847-1849 гг. и опубликованный под названием Свои люди -
сочтемся
в 1850 г.) и Бедная невеста (опубликованная в 1852 и поставленная
в 1853 г.). Первая была самым поразительным и сенсационным началом
деятельности молодого автора, какое только было в русской литературе.
Гоголь в Женитьбе подал пример характерного изображения купеческой среды. В
частности, тип свахи, практикующей в купеческой среде, уже широко
использовался. Изобразив только неприятных персонажей, Островский шел по
стопам Гоголя в Ревизоре. Но он пошел еще дальше и отбросил самую почтенную
и старинную из комедийных традиций - поэтическое правосудие, карающее
порок. Триумф порока, триумф самого беспардонного из персонажей пьесы
придает ей особую ноту дерзкой оригинальности. Именно это возмутило даже
таких старых реалистов, как Щепкин, который нашел пьесу Островского
циничной и грязной. Реализм Островского, несмотря на явное влияние Гоголя,
по сути своей ему противоположен. Он чужд выразительности ради
выразительности; он не впадает ни в карикатуру, ни в фарс; он основан на
основательном, глубоком, из первых рук, знании описываемой жизни. Диалог
стремится к жизненной правде, а не к словесному богатству. Умение
использовать реалистическую речь ненавязчиво, не впадая в гротеск, -
существенная черта искусства русских реалистов, но у Островского оно
достигло совершенства. Наконец, нетеатральная конструкция пьес - совершенно
не гоголевская, и, сознательно отказавшись от всяких трюков и расчетов на
сценический эффект, Островский с самого начала достигает вершины. Главное в
пьесе - характеры, и интрига полностью ими определяется. Но характеры взяты
в социальном аспекте. Это
Страницы: 1 2 3 4

Островский Александр Николаевич - Рефераты - "Д. П. Святополк-Мирский "Островский""


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"