Островский Александр Николаевич
Островский Александр Николаевич
1823-1886

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (9)


"Д. П. Святополк-Мирский "Островский""
Островский Александр Николаевич - Рефераты - "Д. П. Святополк-Мирский "Островский""

не мужчины и женщины вообще, это московские купцы
и приказчики, которых нельзя оторвать от их социальной обстановки.
В Банкроте Островский почти в полной мере проявил оригинальность своей
техники. Только во второй своей пьесе он пошел дальше в направлении
детеатрализации театра. Бедная невеста и по тону, и по атмосфере нисколько
не похожа на Банкрота. Среда тут не купеческая, а мелко-чиновничья.
Неприятное чувство, которое она вызывает, искупается образом героини,
сильной девушки, которая нисколько не ниже и гораздо живее героинь
Тургенева. Ее история имеет характерный конец: после того, как ее покидает
идеальный романтический поклонник, она покоряется судьбе и выходит замуж за
удачливого хама Беневоленского, который один только может спасти ее мать от
неминуемого разорения. Каждый персонаж - шедевр, и умение Островского
строить действие целиком на характерах здесь на высоте. Но особенно
замечателен последний акт - смелая техническая новинка. Пьеса кончается
массовой сценой: толпа обсуждает женитьбу Беневоленского, и тут вводится
изумительно новая нота с появлением в толпе его прежней любовницы.
Сдержанность и внутреннее наполнение этих последних сцен, в которых главные
герои почти не появляются, были действительно новым словом в драматическом
искусстве. Сила Островского в создании поэтической атмосферы впервые
проявилась именно в пятом акте Бедной невесты. В пьесе Бедность не порок
(1854) Островский пошел еще дальше по линии детеатрализации театра, но с
меньшим творческим успехом. При постановке пьеса имела огромный успех,
которым обязана оригинальному славянофильскому характеру благородного
пьяницы, разорившегося купца Любима Торцова; эта роль осталась одной из
самых популярных в русском репертуаре. Но сама пьеса значительно менее
удовлетворительна, и техника "кусков жизни" переходит порой просто в
расхлябанность. Другая славянофильская пьеса его - Не в свои сани не садись
(1853), - где купеческий патриархальный консерватизм отца одерживает победу
над романтической ветреностью "образованного" любовника, - гораздо лучше и
экономнее выстроена и беднее в смысле атмосферы. Та же классическая
конструкция утверждается и в очень сильной драме Не так живи, как хочется,
а так, как Бог велит
(1855). Но даже и в этих более сжатых и "однолинейных"
пьесах Островский никогда не теряет богатства бытописания и не снисходит до
искусственных ухищрений.
Из пьес, написанных в период 1856-1861 гг., Доходное место (1857) -
сатира на разложенную высшую бюрократию - имела громадный успех, как отклик
на жгучий вопрос, но драматические достоинства пьесы сравнительно невелики.
Воспитанница (1860) - одна из самых неприятных пьес, где Островский с
огромной силой создает отталкивающий портрет, часто появляющийся в более
поздних его пьесах, - портрет эгоистичной, богатой и самодовольной старухи.
Три коротких комедии, объединенные общим героем - глупым и чванным
молоденьким чиновником Бальзаминовым (1858-1861), - это комические шедевры
благодаря характерам Бальзаминова и его матушки, нежно любящей сына, но
вполне понимающей, до чего он глуп, а также благодаря их живописному
социальному окружению. В другой комедии того же периода - В чужом пиру
похмелье (1856) - Островский вывел купца Кит Китыча, квинтэссенцию
самодура, капризного домашнего тирана, решившего, что все должны делать то,
"чего его левая нога хочет", но которого, в сущности, легко запугать.
Но самое значительное произведение этого периода, и несомненный шедевр
Островского - Гроза (1860). Это самая знаменитая из его пьес, о которой
больше всего написано. Добролюбов выбрал ее для одной из своих самых
действенных и влиятельных проповедей против темных сил консерватизма и
традиций, а Григорьев увидел в ней высшее выражение любви Островского к
традиционному укладу и характерам незатронутых разложением русских средних
классов. В действительности же это чисто поэтическая, чисто атмосферная
вещь, великая поэма о любви и смерти, о свободе и рабстве. Она до предела
локальная, до предела русская, и ее атмосфера, насыщенная русским бытом и
русским поэтическим чувством, делает ее трудно понимаемой для иностранца.
Ибо тут каждая деталь усиливается всей традиционной эмоциональной основой
(быть может, лучше всего выраженной в русских
Страницы: 1 2 3 4

Островский Александр Николаевич - Рефераты - "Д. П. Святополк-Мирский "Островский""


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"